?

Log in

No account? Create an account
Nov. 17th, 2018 @ 07:03 pm О ГЕОСИМВОЛИЗМЕ И ОКОЛО
Я, Леонид Шимко, писатель, поэт и критик, основатель нового литературного течения - геосимволизма. С Манифестом геосимволизма, "Манифестом нового декадентства", а так же творчеством геосимволистов вы можете ознакомиться на сайте "Мой берег". По жизни - лабух. Муж своей жены и отец своих сыновей. Автор своих произведений. Добро пожаловать! 
Мои сайты и домены: http://moy-bereg.ru, http://silverlib.ru, http://www.muzlitra.ru, http://www.geosymbolism.com, http://uroki.es, http://troyke.net, http://reffi.ru, http://uleo.ru, http://rinoko.ru, http://5ballov.org, http://proznaki.com, http://illinews.com, http://www.jildabil.ruhttp://istorioskop.ru, http://sportizdorove.ru, http://xsos.ru, http://predpriyatie.org, http://zdorovey.net, http://sderu.ru, http://vstolbik.ru, http://videoart.name, http://usaevil.com, http://karti.org, http://yazyik.ru, nuifoto.com, http://otbet.ru.com, http://gdz.ru.com, http://spishy.ru.com



Геосимволисты в ЖЖ - см. взаимные френды

Двадцатые годы прошлого столетия были свидетелями заката русского символизма. И вот сто лет спустя поэт и писатель Леонид Шимко провозглашает о возрождении символизма в его новом течении, которое он назвал геосимволизмом. В первую очередь геосимволизм это призыв осознанно опираться на символы. А нужно ли это сейчас? 

  1. ОБ ИДЕАЛИЗМЕ, КАК ОСНОВЕ СИМВОЛИЗМА И ГЕОСИМВОЛИЗМА.

  Что такое символ? Окно в запредельное или иное. Символ служебен перед иным. Мы поймем необходимость возврата к символам, как важнейшему выразительному средству, как окну в иное, когда вспомним само то иное, которого мы лишились с гибелью русского символизма. Лишились как? Ведь русский символизм погиб вовсе не потому, что нескольким поэтам и писателям надоело обращаться к символам. Его гибель была предрешена деятельностью пришедших к власти большевиков и засильем материализма. И, когда иное было объявлено ложью, когда запредельное было оплевано и унижено, символы, как окна, оказались не нужны. Теперь же, призывая вернуться к символам, как окнам, мы в первую очередь декларируем возвращение к самому иному или запредельному. Мы призываем к наполнению творчества запредельным. Это запредельное - идеализм.

  Мы верим, что существуют две Первичных идеи: Бог и Душа. Между Богом и Душой происходит взаимодействие, результат которого важен как для Бога, так и для Души. Материя же здесь – некая находящаяся меж двумя Первичными идеями необходимая для их взаимодействия полянка, наполненная мириадами идей вторичных, возникающих в процессе того самого взаимодействия.   

2. ГЕОСИМВОЛИЗМ НАЦЕЛЕН НА УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВДИВОГО РАСКЛАДА ИДЕАЛИЗМА.

   Идеализм – выстроенная за символами связь Первичных идей: Души и Бога. Идеалисты всех времен стремились познать каждую из Первичных идей, найти изначально предустановленный единственно верный  уравновешивающий их взаимодействие баланс. Что значит Бог для Души? Что значит Душа для Бога? Какова роль и величина полянки материи? Идеалисты всех времен своими поисками верили в то, что утверждаемый ими расклад идеализма является правдой. Раскладов много. Но правда – одна. И мы, геосимволисты, утверждаем, что правдив именно тот расклад, которого придерживаемся мы:
  
   Душа смотрит на Бога с улыбкой понимания и ощущает такой же взгляд навстречу… Материя наполнена Божественным. И, в то же время ее наполняет и Человеческий одухотворенный верою взгляд. Эта встреча Божественного и Человеческого в материи рождает гармонию и любовь… 

 Корни данного нашего видения прорастают во взгляды итальянского философа Манетти. В трактате «О достоинстве и превосходстве человека» Манетти видит человека равной Богу Первичной идей. А еще мы опираемся на идеализм русских поэтов Афанасия Фета и Федора Тютчева.

  Тютчев смотрит на Бога с улыбкой понимания и ощущает такой же взгляд навстречу:

В этом ласковом сиянье,
В этом небе голубом
Есть улыбка, есть сознанье,
Есть сочувственный прием.


  Сама материя, по Фету, наполнена Божественным. И, в то же время ее наполняет и Человеческий одухотворенный верою взгляд. Эта встреча Божественного и Человеческого в материи рождает гармонию и любовь:

Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды глядясь, -
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.

Я думал... не помню, что думал;
Я слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды люблю я с тех пор...


  Все же разрушительное в природе, по Тютчеву, всего лишь часть Божественного плана:    

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!


  И этот план, по Фету, означает вечность для Души:

Ей будто чудится заране
Тот день, когда без корабля
Помчусь в воздушном океане
И будет исчезать в тумане
За мной родимая земля.


   Немного о Верлене, Рембо и Малларме. Являются ли идеалистами впервые заявившие об опоре на символы вышеназванные французские поэты? Несомненно. В своем творчестве они пытаются ответить на вопросы: что значит Бог для Души, или Человека (далее для удобства восприятия я буду называть Душу Человеком), что значит Человек для Бога, и какова  роль той самой полянки материи?

  Верлен считает, что Бог внушает Человеку страх:

О Боже, Ты меня постигнул страхом,
И след ожога — как гремящий гром!
О Боже, Ты меня постигнул страхом.


  Рембо находит в Боге изначальную враждебность по отношению к Человеку:

Христос! О вечный враг энергии и воли,
Зовущий два тысячелетия туда,
Где женщины бледны, где головные боли
И где дается жизнь для скорби и стыда!

                                                                       
  Для Верлена Человеческое существование скучно и бессмысленно:

Под чьей-то рукой
Я - зыбки  качанье
В пещере  пустой...
Молчанье, молчанье!


   Жизнь для Малларме – «стая  прошлых бед». Желающий покончить с жизнью, Малларме видит на месте Бога Люцифера:

Так я ночной порой во славу Идеала
С молитвою звонил во все колокола,
И неотзывная раскалывалась мгла,
И стая прошлых бед покоя не давала,
Но верь мне, Люцифер, я силы соберу
И на веревке той повешусь поутру.


  Мы считаем расклад идеализма Верлена, Рембо и Малларме ложью. Если же перейти к России... К примеру, Розанов возводит в величайшее религиозное достоинство половые отношения: "Пол есть гора светов: гора высокая-высокая, откуда исходят светы и распространяются на всю землю". Мережковский же совершенно справедливо утверждает, что "без веры в божественное начало мира нет на земле красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет свободы". Согласитесь, что взгляды Мережковского крайне убедительны. И, что очень важно, желая поверить в Божественное начало, Мережковский ищет его отражение – красотою, справедливостью и поэзией – на земле.

3. ТРИ «ГЕО».

  Важнейшая  особенность геосимволизма – опора на «земное». 

  «Гео» и Бог. Мы, геосимволисты, уверены, что земное пронизано Божественным. Каждая земная сущность таит в себе Богоприсутствие: 

Бог – безмятежное Много
Даже для трепетной мысли о нем.
Бог? Может, слово-дорога?
Что прорастает шагами – огнем?

Может быть, вздох о начале,
Что поселился в равнине снов?
Знаю я: Бог – молчанье
Чуда, что вывернет осень – весной.
                                        Л. Шимко


  «Гео» и Душа. Только всматривающаяся в Богоприсуствие, Душа сможет увидеть Его самого за изнанкой земного. Сближение Души с Богом, сквозь даже сопротивление материи, есть единственный смысл существования самой той материи:

Состарившиеся в пути,
не признававшие Астарту,
мы то, куда нам не дойти,
наносим вехами на карту

ладонных линий, бугорков,
теряя волосы, как перья
неоперившихся волков,
взвывая вверх от недоверья

ко всем тем вехам позади,
краплёным клочьями и кровью…
О, Боже, Господи, приди
ну, хоть когда-то к изголовью.
                                Р. Ягудин

  «Гео» и символы. Внимание Бога к Душе и Души к Богу изначально «запланировано» Богом именно через «земные» символы:

Что было «до»? Скорее, «да»?
Скорее, «нет». Скорее, «анти».
Отсутствие всего, как дань
Понятию, что вне понятий.

И – прокатилось – гулко – вслух:
«Да будет свет»! И свет родился,
Как символ символов, как дух
Любви, поэзии, единства.

Но Бог – он нем добром своим.
И сразу навсегда решил Он,
Чтоб были символы меж Ним
И нами связью нерушимой.

Костры горели вглубь веков,
И пламя вглубь веков швыряли,
И души древних пастухов
Его вниманьем ободряли.

И взвился голубь над водой,
С ковчеговой простившись пылью,
И мир, надеждою литой,   
Вместил под взмахи светлых крыльев.

И были слезы в высоте: 
Ведь свет Того, кто вечно светел 
Для нас же дико на кресте
Распяли символами смерти.

И умер Он, чтоб нам жилось.
Чтоб царство смерти мы сломали.
И в царство с именем: «Христос» 
Помчались светлыми словами.
 
Помчались в дальнее земли.
Стоите вы? Боитесь? Стоит!
Ведь свет начала –  там, вдали
Нас манит утренней звездою!
                             Л. Шимко


4.  ТРАКТОВКА СИМВОЛОВ ПОЭТОМ ЕСТЬ ОТРАЖЕНИЕ  РАСКЛАДА ИДЕАЛИЗМА, КОТОРОГО ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ ДАННЫЙ ПОЭТ.

  Прояснившие об «ином», вернемся в «окнам». Существует не такой уж большой круг крупнейших или основополагающих важных для всех поэтов символов. Костер, река, звезды... Однако, разные расклады идеализма приводят к разной трактовке одного и того же символа. Иное подстраивает «окна» под себя:

  Звезды в видении Верлена:

…Звезды крови на золоте рыцарских лат…   

 Звезды по Рембо:

…Недавно звезды бомб водили хоровод...

   Вспомним: тот же Фет видит звезды символом связи Божественного и Человеческого, символом гармоничности материи, одухотворенной взаимостремлением двух Первичных идей:

…Я слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали….


  Река у Верлена предстает мертвенным потоком, родственным душевному состоянию поэта:

…Простерлась желтизна потока,
Где в водах, мертвенных, как тьма,
Лишь мгла способна отразиться…


У Фета же река отражает и вбирает в себя звезды:

…Река - как зеркало и вся блестит звездами…

 Еще один важнейший символ в творчестве вышеперечисленных поэтов Франции: пламя, или огонь, или костер, или солнце:

Где мокрую листву по мертвым бороздам
В холодной тишине осенний ветер гонит,
И солнце желтое последний луч хоронит.
                                      С. Малларме

Как наваждение, его терзает Муза
И пламя высшей Справедливости зовет.
                    А. Рембо


   Если ложен и неверно выстроен идеализм, то и расцветающие на его почве символы безжизненны и сияют пустым и холодным светом. Еще раз: правдой в идеализме геосимволисты видят расклад Фета и Тютчева. И - трактовка геосимволистами основополагающих символов открыта именно в данный расклад, данную правду:

И что кажется страшным – не страшно,
Если светит любовь за разлукой.
И мой сын, когда станет старше
Разведет костер с моим внуком.

А за ними в долине звездной
Цепью пламени  берег светел.
« Я люблю тебя…» Так серьезно
Повторяют отцы – детям.

Мое сердце туда же мчится.
Я с любимыми там встречусь:
У реки голосами чистой.
Что зовется…
Звездная вечность...
                    Л. Шимко


About this Entry
(Deleted comment)
[User Picture Icon]
From:leonidshimko
Date:December 22nd, 2010 07:29 pm (UTC)
(Permanent Link)
Дверь открыта. Вы ведь музыкант. Сочините что-нибудь, что было бы началом геосимволизма в музыке.
[User Picture Icon]
From:rulya
Date:December 28th, 2010 12:54 pm (UTC)
(Permanent Link)
что такое лабух?
[User Picture Icon]
From:leonidshimko
Date:December 28th, 2010 03:00 pm (UTC)
(Permanent Link)
кабацкий работник. Пою в кафе
[User Picture Icon]
From:agni_8
Date:January 26th, 2011 07:22 am (UTC)
(Permanent Link)
Спасибо за то, что зафрендили.
Очень многое в вашем манифесте мне близко.
Себя могу определить кратко: НЕ-постмодернист.))

Пожалуй, только с двумя моментами не соглашусь:
- богоискательство - путь не упрощенный. Идти самостоятельно - сложнее;
- фентэзи - настоящее, талантливое - способ говорить и о Боге, в том числе, говорить увлекательно и без пафоса.
[User Picture Icon]
From:leonidshimko
Date:January 26th, 2011 11:58 am (UTC)
(Permanent Link)
Спасибо. Вы убедительны: как насчет Богоискательства, так и фентэзи. Очевидно я говорю о низкопробном фентэзи. В свою очередь соглашусь с вашими взглядами на постмодернизм. Я тоже об этом думал: http://www.litrossia.ru/2010/26/05381.html - в четырех выпусках, или здесь: http://moy-bereg.ru/leonid-shimko-stati/erundovoe-delo.html
[User Picture Icon]
From:bronya_bonafide
Date:January 30th, 2011 08:08 pm (UTC)
(Permanent Link)
Спасибо, что причислили) Не совсем, правда, понял, какое отношение я имею к этому течению, да и думаю, что любое индивидуальное творчество шире манифестов.
[User Picture Icon]
From:leonidshimko
Date:January 30th, 2011 08:37 pm (UTC)
(Permanent Link)
Насчет индивидуального творчества вы правы. А насчет символов и подхода к душе... У вас это получается просто замечательно:

И, как бумеранги веков, отлетая в острог первородства,
гордыня, и счастье, и боль на иные вернутся круги.
…Когда отбредает душа, говоря, что устала бороться,
она продолжает бороться. Морям неродным вопреки.
[User Picture Icon]
From:pingback_bot
Date:February 7th, 2011 10:51 am (UTC)

330. Геосимволизм - новое литературное направление.

(Permanent Link)
User agni_8 referenced to your post from 330. Геосимволизм - новое литературное направление. saying: [...] лизм. Основал его писатель и критик Леонид Шимко: http://leonidshimko.livejournal.com/7153.html [...]
[User Picture Icon]
From:yu_mon
Date:February 21st, 2011 07:05 pm (UTC)
(Permanent Link)
А интересно, все упомянутые Вами геосимволисты в ЖЖ догадываются, что они - геосимволисты?:)))
[User Picture Icon]
From:leonidshimko
Date:February 21st, 2011 08:00 pm (UTC)
(Permanent Link)
Это взаимные френды. Перед Новым Годом все они специальным постом были посвящены в геосимволисты. Это был Новогодний подарок. http://leonidshimko.livejournal.com/15983.html
Самоотводов не поступило и не поступает. Правда, тогда было френдов 449 человек. Вполне можно написать: друзья геосимволистов. Думаю, это ничего не изменит.
[User Picture Icon]
From:stas_senkin
Date:March 4th, 2011 04:58 pm (UTC)
(Permanent Link)
Здравствуйте, меня зовут Станислав. Я христианский писатель. Ищу друзей в ЖЖ. Надеюсь на взаимную дружбу))
[User Picture Icon]
From:leonidshimko
Date:March 4th, 2011 07:55 pm (UTC)
(Permanent Link)
Здравствуйте. С удовольствием.
From:ngorlanova
Date:March 9th, 2011 08:57 am (UTC)
(Permanent Link)
Давно хочу поблагодарить Вас за корзину цветов (хотя и виртуальную). Желаю Вам удач, здоровья, чудес!
[User Picture Icon]
From:leonidshimko
Date:March 9th, 2011 08:18 pm (UTC)
(Permanent Link)
И вам спасибо. С прошедшим праздником!
[User Picture Icon]
From:maj_ska_ja
Date:April 23rd, 2011 03:28 pm (UTC)
(Permanent Link)
)Чем обязана приглашению в столь уважаемое общество?
Ужели некоторыми разногласиями с одним из Ваших бывших френдов?)
[User Picture Icon]
From:leonidshimko
Date:April 23rd, 2011 05:54 pm (UTC)
(Permanent Link)
Заинтересовали вы и ваш журнал. А о каком моем бывшем френде речь?
(Deleted comment)
[User Picture Icon]
From:leonidshimko
Date:May 29th, 2011 05:36 pm (UTC)

Re: cool:)

(Permanent Link)
Ну и подписывайтесь
[User Picture Icon]
From:mitrichu
Date:June 12th, 2011 10:10 pm (UTC)

Пошловато конечно, извините

(Permanent Link)

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Там плавают листья кувшинок
В зеркальных полуденных водах,
Там птицы так экзотичны,
И так не холодна погода,

Что кажется, рай вон он,
Лишь руку, иль взгляд протяни,
Там не нужно пить водку,
За тех, кто давно не вернулся с войны,

Поскольку войны в этом месте наверное
Нет и не будет совсем, никогда,
И раз в лет наверное двести,
Сюда попадает чудак,

Чудак же, упившийся синьки,
Он лежит весь охваченный путами сна,
И видет кувшинки, фламинго,
А в венах его догорает весна,

Душа уж готова к дороге не длинной,
А он всё там бродит -
По райскому саду, в зеркальных озёрах,
Ну ладно, пока подождём новосёла

Сказал, мне так кажется, вечности царь,
И я, необычно весёлый,
Бреду сквозь болотную лёгкую хмарь
Навстречу кресту иль омёле
[User Picture Icon]
From:leonidshimko
Date:June 13th, 2011 08:37 am (UTC)

Re: Пошловато конечно, извините

(Permanent Link)
А чего ж здесь пошловатого? Прекрасное стихотворение. Особенно:"А в венах его догорает весна"... Это и есть настоящее новое декадентство. И не верьте г. Прилепину, зачем-то ищущему декадентство у государственных деятелей с сомнительным прошлым:http://prilepin.livejournal.com/2487.html
[User Picture Icon]
From:oles_barlug
Date:July 1st, 2011 08:12 pm (UTC)
(Permanent Link)
С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!
[User Picture Icon]
From:leonidshimko
Date:July 3rd, 2011 01:49 pm (UTC)
(Permanent Link)
Большое спасибо!
[User Picture Icon]
From:jerzy_czech
Date:July 2nd, 2011 05:39 am (UTC)
(Permanent Link)
С Днем рождения Вас!
[User Picture Icon]
From:leonidshimko
Date:July 3rd, 2011 01:51 pm (UTC)
(Permanent Link)
Спасибо! Всего Вам наилучшего!
[User Picture Icon]
From:ruriktochkase
Date:April 12th, 2012 06:59 am (UTC)
(Permanent Link)
спасибо за зафренд.
приятно.
[User Picture Icon]
From:leonidshimko
Date:April 12th, 2012 07:43 am (UTC)
(Permanent Link)
Спасибо вам.
[User Picture Icon]
From:sowetnik_p
Date:June 20th, 2012 08:28 pm (UTC)
(Permanent Link)
Тут вот какое дело - мы совместно с блогерами начали писать роман. Скажите, наш литературный проект вас не мог бы заинтересовать? Если кликнуть на большой свиток справа - можно посмотреть нашу ,,кухню,, а если кликнуть на маленький свиток внизу - то можно прочитать уже готовые главы. К московской Книжной Ярмарке написать успеем, нашумим, если реально получится издать, - деньги по честности поделем по процентному участию в проекте. Да и на корочке приятно, думаю, каждому будет увидеть свою фамилию. Пишем без особых заморочек и напрягов, кто, что может, - кто-то фамилии придумает герою, кто-то почистить ошибки, кто-то вспомнит свою жизненную историйку, которую мы потом переделываем и интегрируем в общий текст. Литературных талантов тут не надо, надо просто чуть, так сказать, шевельнуть ластой:))))
Может хоть по чуть-чуть?

Кстати, ваше течение можно было бы тоже как-то красиво приэтывать.
[User Picture Icon]
From:leonidshimko
Date:June 20th, 2012 08:53 pm (UTC)
(Permanent Link)
Спасибо. Сейчас пишу повесть, к осени надо закончить, потому работать над чем-то параллельно не получится. И потом... Не понятен принцип. Костяк романа должен написать кто-то один. И потом распределить(предложить) по главам соавторам: вот ты берешь отсюда - до сих пор. Каждый из авторов части полотна должен видеть, как его часть встраивается в общее. Думаю, так.